Взросление на бегу: всемирное внимание к Афганистану подчеркивает затруднительное положение молодых беженцев

Элизабетт заинтересована в изучении международного права и социальной политики, связанных с продвижением прав человека и равных возможностей. Она считает, что прогресс в любой сфере жизни общества начинается с всестороннего диалога между старшим и молодым поколениями. Элизабетт принимала участие в проектах, направленных на повышение значимости просвещения молодежи и ее участия в политической жизни, таких как разработка образовательной программы Верховной Рады, Украина и организация форума для обсуждения прав молодежи для парламентской Комиссии по правам человека в Узбекистане.

Афганский народ один из самых быстрорастущих и молодых в мире: примерно 63 процента населения (27,5 миллиона) моложе 25 лет. Молодежь, сила и энергия, которых могут быть направлены на процветание и восстановление государства, сейчас стоит перед трудным выбором – остаться или уехать из-за неясного будущего их семей. Хотя Талибан обещает вести более демократичную и «дружественную» внутреннюю политику, существует опасность, что все двери, открытые для развития молодых женщин и мужчин за последние 20 лет, будут наглухо захлопнуты.

Сегодня, по оценкам, еженедельно 20–30 тысяч человек пересекают границу в соседние страны – Узбекистан, Иран, Пакистан- чтобы остаться там или перебраться дальше в европейские государства или США. Во избежание возникновения напряженности в отношениях с новым правительством Афганистана и обострения ранее существовавших проблем, вызванных пандемическими и экономическими факторами, Республика Узбекистан не принимает беженцев на своей территории[1]. Однако Узбекистан и Таджикистан оказали значительную поддержку Европе и США во время эвакуации. Республика Узбекистан не намерена отказываться от афганского народа. Президент Мирзиёев заявил о важности построения стабильных и мирных отношений с талибами как для безопасности границ, так и для народа Афганистана: “Если они стремятся к миру, мы поможем им” – доставляя грузы из других стран поездом и “мы сами тоже будем этому способствовать”.

Еще до краха Кабула количество афганских беженцев во всем мире превышало 2 миллиона. Большой приток мигрантов – новая проблема для 2021 года. Кризис с сирийскими беженцами в 2015 году, когда миллионы людей бежали от войны и преследований, продемонстрировал ограниченные возможности принимающих стран, которые не могли справляться с большими потоками беженцев, особенно в борьбе с ксенофобией и социальной изоляцией новоприбывших.

Что можно сделать, чтобы история не повторилась? Простая мысль – сосредоточиться на создании благоприятной среды для молодых беженцев. Большàя часть населения трудоспособного возраста является мощным ресурсом для роста и развития общества, если в нее направлены соответствующие инвестиции в форме образования, возможности трудоустройства, адекватное здравоохранение и продвижение социальных и политических прав.

Молодежь в группе риска: психологическое воздействие и торговля людьми

Центральная Азия — это транзит и пункт назначения жертв принудительного труда и сексуальной эксплуатации. Несмотря на то, что страны региона вкладывают огромные усилия по внедрению превентивных мер и в помощь жертвам торговли людьми, большие потоки беженцев могут замедлить существующий прогресс. Исследование, проведенное GPG по влиянию Covid-19 на торговлю людьми и современное рабство в Судане  и в более широком регионе Африканского Рога[2], охватывает аналогичную ситуацию с суданскими беженцами, ВПЛ (Внутренне перемещенными лицами) и женщинами: сокращение возможностей трудоустройства углубляет социальную изоляцию, что «ведет к повышенному риску попадания в среду эксплуатации или жестокого обращения». Следовательно, кампания по повышению осведомленности о торговле людьми и методах, которые преступники используют для вербовки, должна стать одним из первых шагов, предпринятых для поддержки мигрантов.

Новостные платформы отмечали случаи, где убежища не смогли предоставить базовую помощь беженцам. Дети и молодые люди оставались без запасной одежды, обуви, надлежащего медицинского обслуживания, юридической консультации или переводчика, а также доступа к ближайшей мечети. Такие условия могут усугубить психическое и физическое здоровье уязвимых групп, которые уже перенесли травму потери дома и гонения.

Норвежский совет по делам беженцев собрал мнения и мысли молодых сирийских беженцев в Иордании о том, в чем состоит благополучие [3]. Результаты подчеркнули не только то, что благополучие основывается на доступе к образованию и работе, а также на наличии возможностей для личного, социального и эмоционального роста. Принудительная миграция может привести к утрате защитных социальных и культурных систем. Это, в свою очередь, может привести к тому, что молодые люди, отчаявшиеся заработать себе на жизнь, используют ненадежные схемы для поиска работы. Следовательно, в вышеупомянутом отчете GPG делается упор на расширение «доступа к здравоохранению и другим формам социального обеспечения для снижения экономической уязвимости и вероятности целевого найма».

Колебания

Каких действий ожидать от других стран и международного сообщества? Европейские лидеры говорят о призыве Европы защитить себя от «потоков нелегальной миграции», поскольку ЕС не может взять на себя все последствия нынешней ситуации. Между тем Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) выпустило рекомендацию о невозвращении в Афганистан и «запрет на принудительное возвращение афганских граждан, включая просителей убежища, ходатайства которых были отклонены».[4]

Остановить миграцию невозможно. Оставить людей без поддержки и не протянуть руку помощи -бесчеловечно. Что есть возможно – сотрудничество для построения взаимовыгодных отношений. В центре внимания при реализации этой стратегии должны быть молодые люди, поскольку они адаптивны, гибки иизобретательны. Акцент на профессиональном развитии молодых людей является движущей силой устойчивого развития, особенно во время гуманитарного кризиса. В Руководящих принципах Совета Европы для правительств от 2019 года подчеркивается важность этого сотрудничества.[5] Документ не только рекомендует поддерживать «молодых беженцев в их переходе к взрослой жизни, чтобы получить доступ к своим правам и способствовать их включению в общество», но также и в признании и усилении роли молодежи в построении этих отношений.

Вовлечение молодых беженцев

В интервью Службе новостей ООН Доктор Рамиз Алакбаров[6], заместитель специального представителя, резидент и координатор по гуманитарным вопросам Афганистана при ООН, сказал, что афганская молодежь надеется получить доступ к образованию.[7] Они хотят быть членами международного сообщества, быть «гражданами вселенной, несмотря на все трудности, они верят в будущее». Сложившиеся обстоятельства не позволяют направить эту энергию в Афганистан, но лучшая поддержка, которую может оказать международное сообщество, — это создание условий для развития их потенциала для восстановления своей страны, если не сегодня, то завтра.

Важность вовлечения молодежи является одной из преобладающих тем обсуждения в Центральной Азии, при этом соседний Узбекистан играет ведущую роль в продвижении прав молодежи в регионе. В 2020 году при поддержке посольства Великобритании, Ташкент, GPGF и парламентская комиссии Узбекистана по соблюдению международных обязательств в области прав человека организовали форум для обсуждения значимости политического участия молодежи. Сотрудничество с молодым поколением, отношение к ней как к заинтересованной стороне, изучение и восприятие проблем, которые их волнуют, и работа с ними над решениями — это основа стабильного общества. Слышать и слушать голоса тех, кто обычно остается незамеченным, должно стать приоритетом в построении отношений с молодежью.

Рита Френч отметила на форуме GPGF / Комиссии по правам человека Узбекистана «От политики к воздействию», что будущие поколения должны быть обучены своей способности создавать и поддерживать культуру прав человека во всех обществах. Эта идея хорошо объяснена в Руководстве GPG для парламентов «Участие молодежи»[8]. Его цель продвигать идеи «благоприятной среды» и возможности сотрудничества, доступных для различных аудиторий парламента. Может это одни из ответов на вопрос о беженцах? Создание среды в формате «подать удочку, а не рыбу» для уязвимых, но сильных приведет к стабильности или поможет избежать Сирийского кризиса. Для инициации положительного воздействие, молодым мигрантам следует предоставить право выступать перед местными сообществами, правительствами, молодежными парламентами, чтобы сообщить о своих проблемах и дать возможность предлагать решения, выгодные в долгосрочной перспективе для всех сторон.


[1] https://thediplomat.com/2021/08/uzbekistan-and-tajikistan-hedge-on-afghan-refugees/

[2] https://gpgovernance.net/the-impact-of-covid-19-on-human-trafficking-in-sudan/

[3] https://www.nrc.no/perspectives/2020/whats-it-like-to-be-a-young-refugee/

[4] https://www.unhcr.org/ir/2021/08/17/unhcr-issues-a-non-return-advisory-for-afghanistan/

[5] https://rm.coe.int/recommendation-cm-2019-4-supporting-young-refugees-transition-adulthoo/168098e814

[6] https://news.un.org/ru/audio/2021/07/1406722

[7] ССЫЛКУ

[8] https://gpgovernance.net/giving-young-people-a-voice-youth-rights-and-engagement-in-uzbekistan/